начало
карта сайта

Школа графического дизайна: Статьи:

Сергей Серов. Зимний просмотр в Высшей академической школе графического дизайна
www.rudesign.ru.-2001. Сокращенный вариант - в бюллетене дизайнерских новостей 

высшая
академическая школа
графического
дизайна

[ Новости
[ Условия приема
[ Студенческие работы
[ Конкурсы и награды
[ Студенты
[ Педагоги
[ Статьи
[ Как найти
Борис Трофимов. "Москва-Петушки"
Опыт Высшей академической школы графического дизайна
Борис Трофимов. Аромат дизайна
Андрей Логвин: "Я плохо знаю, что такое хороший дизайн...".
Сергей Серов. Зимний просмотр в Высшей академической школе графического дизайна www.rudesign.ru.
Зимняя сессия
Студенческие штучки
Сергей Серов. Лицо журнала

Поиск


Rudesign.ru.- 16.-С.6-7.

"Высшая академическая школа графического дизайна Московского художественного училища прикладного искусства. Творческая мастерская Андрея Логвина 1998-2001 (среднее специальное образование на базе среднего и неполного среднего). Творческая мастерская Эркена Кагарова 1998-2001 (высшее образование на базе среднего специального). Творческая мастерская Бориса Трофимова 2000-2005 (высшее образование на базе среднего и среднего специального). Общий семестровый просмотр 19 января 2001 года в 17 часов. Адрес: Стрелецкая улица, дом 2. Проезд: метро "Савёловская", далее пешком через торговый центр "Савёловский". Приглашаются все желающие"

Желающих, откликнувшихся на это приглашение, оказалось немало: московские дизайнеры, педагоги, представители прессы, множество публики. С самого первого просмотра в июне1997 года просмотры в Высшей академической школе графического дизайна получили характер дней открытых дверей и традиционно привлекают внимание дизайнерской общественности. Публичный характер носит всегда и обсуждение учебных работ и проставление оценок. Делющая это комиссия, всегда многочисленная, может составить честь любой ГЭК. На этот раз кроме блистательных дизайнеров, принимавших участие в учебном процессе, она включала в себя и таких авторитетных гостей, как профессор Текстильного университета, замдиректора по науке ВНИИТЭ, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии Владимир Сидоренко и профессор Строгановского университета Александр Лаврентьев, тоже доктор искусствоведения. Впервые вместе отчитывались сразу три мастерские. Для студентов Андрея Логвина и Эркена Кагарова это был последний, преддипломный просмотр, для курса, который набрал прошлым летом Борис Трофимов-первый в жизни. Обсуждение проводилось обстоятельно и завершилось лишь поздно вечером.

Почему, каждый, казалось бы, рядовой учебный просмотр в очередную сессию привлекает такое внимание? В дизайнерском образовании сегодня глубокий кризис. Подготовка специалистов в традиционных вузах ориентирована на сложившиеся стереотипы профессиональной практики. Однако кардинальные изменения, произошедшие в последнее время, фактически взорвали и существовавшую структуру профессиональной деятельности и систему профессиональных ценностей. Последние десять лет постмодернизм и компьютеры потрясли весь профессиональный мир, а у нас к этому добавились и социально-экономические потрясения. Постмодернистское восприятие компьютера утверждает, что компьютер-инструмент, роль которого можно сравнить с ролью типографского станка при изобретении книгопечатания. То есть инструмент, активно перестраивающий весь профессиональный менталитет, порождающий новый язык графического дизайна, открывающий по существу новую культурную эпоху. Выпускники неповоротливых традиционных вузов нередко испытывают затруднения при поступлении на работу, остаются вне сферы реальной практики. Новые же коммерческие учебные заведения, появляющиеся как ответ на быстро растущий спрос, не располагают квалифицированными педагогическими составами. С другой стороны, действующие на рынке дизайнерских услуг организации испытывают острейшую потребность в дизайнерских кадрах. Налицо явный дисбаланс между системой образования и формой существования профессии в новых условиях.

Однако, как известно, сфера образования призвана не только отвечать существующему спросу, но и опережать его, быть в авангарде процесса развития профессиональной культуры. Совершенно очевидно, что нынешнее дизайнерское образование не дает адекватного ответа на вызов настоящего и не соответствует своему высокому предназначению-прокладывать дорогу в будущее. Поэтому чрезвычайно актуальны поиски инновационных путей решения этих проблем. Поэтому так необходимы и так интересны сегодня педагогические эксперименты. И вот в 1997 году Академия графического дизайна начала инновационный учебно-образовательный проект подготовки дизайнеров-графиков высшей квалификации на базе Московского художественного училища прикладного искусства. Проект этот называется "Высшая академическая школа графического дизайна".

Один из главных его принципов состоит в вовлечении в педагогический процесс ведущих мастеров отечественного графического дизайна, и соответственно в приоритете субъективного опыта и личной интуиции над объективными методиками, не только устаревающими, но и, по большому счету, никогда нам по настоящему и недоступными. Ведь у нас никогда не было ни настоящей дизайнерской школы, ни дизайнерской культурной традиции. Все наши прославленные мэтры стали мастерами вне зависимости от того, какой художественный вуз они окончили, все они, строго говоря,-самоучки, всю жизнь по крохам собиравшие профессиональные впечатления и знания. Синтез профессии произошел у них на уровне личностном, и в прямой зависимости от масштаба творческой личности.

Таким образом, суть специальности-основной курс "Проектирование-графический дизайн" и смежные с ним дисциплины-в Высшей академической школе графического дизайна преподают не профессиональные педагоги или средней руки дизайнеры, пересказывающие чужие открытия, обучающие обрывкам чужих художественных языков, а реальные лидеры профессии, и это для нашего дизайн-образования обладает принципиальной новизной.

"Ведущими педагогами" в рамках проекта в настоящий момент являются академики Академии графического дизайна Борис Трофимов, Эркен Кагаров и Андрей Логвин, ставшие наставниками для своих групп учеников, которых они "ведут" от момента поступления до момента выпуска. Личный творческий опыт каждого из них уникален, весьма различны потому и педагогические траектории. Но разными, порой непредсказуемыми, путями они ведут к одному-началу подлинно самостоятельного художественно-проектного творчества.

По ходу учебного процесса ведущие педагоги в нужные для них моменты приглашают своих коллег-для смены ритма, творческой "раскачки" перед началом какого-либо этапа или в качестве более классных специалистов по определенной теме или проектному жанру. Таким образом, с отдельными курсами, заданиями, мастер-классами, в качестве экспертов или консультантов в учебном процессе принимает участие практически вся действующая элита московского графического дизайна. Тем самым реализуется главный принцип получения знаний и умений в Школе-"из первых рук".

Принципиально важными для данного проекта являются и два базовых курса-"Проектная концептуалистика" Сергея Серова и "Теория, история и практика проектирования наборного шрифта" Владимира Ефимова, которые тоже охватывают собой весь срок обучения.

Многие из курсов общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин также имеют инновационный характер и преподаются "из первых рук"-специалистами экстракласса, такими как Игорь Ганжа, Юрий Желудев, Зоя Крахмальникова, Игорь Крылов, Владимир Куприянов и др.

Концепция образовательного проекта содержит и такие важные компоненты, как введение студентов в актуальную художественную жизнь, включение в международные профессиональные программы. Студенты принимают участие во всех выставках и акциях, семинарах и конференциях, во всех событиях художественной жизни, в которых участвуют их педагоги.

Например, Академия графического дизайна и Московское художественное училище прикладного искусства являются соорганизаторами Московской международной биеннале графического дизайна "Золотая пчела", всемирной выставки-конкурса, в которой участвуют дизайнеры из 53 стран. Соответственно, и студенты принимают активное участие в подготовке и проведении биеннале. Четвёртая и пятая биеннале почти полностью были сделаны руками студентов Школы. Но и студенты обязаны "Золотой пчеле" уникальным опытом-возможностью мгновенного погружения в атмосферу актуальных пластических проблем, введением в святая святых профессии. Важным образовательным ресурсом из разряда "раз в жизни" обладают и мастер-классы звезд мирового дизайна, которые приезжают для работы в международных жюри "Золотой пчелы".

Студенты Школы участвовали и в зарубежных учебных семинарах. В прошедшем семестре Олеся Руденко отправилась на стажировку в Италию, а Анна Шиганова (обе из Мастерской Эркена Кагарова) накануне просмотра вернулась из Швейцарии и показывала на просмотровой выставке впечатляющие результаты трёхмесячной стажировки.

На профессиональных и студенческих конкурсах студенты Школы успели завоевать уже более сорока наград, в том числе и международных. В минувшем семестре студенты Мастерской Эркена Кагарова приняли участие в трех международных дизайнерских турнирах-конкурсе на оформление телефонной карточки, где они завоевали первое и третье места (Марина Князева и Юлия Шичкова), в конкурсе телевизионного дизайна, результаты которого станут известны в марте, и в студенческом конкурсе "Output", его результаты появятся в апреле.

Полтора десятка названий насчитывает библиография публикаций о ВАШГД. В настоящее время педагоги Школы готовят к печати коллективный сборник статей "Мастер-классы по графическому дизайну" и монографию "Парадигмы графического дизайна".

"Высшая академическая школа графического дизайна"-название учебно-образовательного проекта, а не вывеска на здании. На здании, специально построенном для художественного училища 80 лет назад, так и написано: "Московское художественное училище прикладного искусства". Официально проект "Высшая академическая школа графического дизайна" осуществляется пока в различных организационных формах. Первые выпускники Школы (Творческая мастерская Бориса Трофимова 1997-1999, высшее образование на базе среднего специального) в 1999 году получили дипломы о высшем образовании в Московском государственном открытом педагогическом университете и успешно работают в ведущих московских дизайн-студиях и фирмах. Выпускники Творческой мастерской Эркена Кагарова в 2001 году пройдут дипломную аттестацию в Национальном институте дизайна. Творческая мастерская Андрея Логвина работает в рамках средней ступени образования, ее выпускники в июне 2001 года получат дипломы Московского художественного училища прикладного искусства. В 2000 году Борис Трофимов произвел новый набор-уже на пятилетний срок обучения, так как в настоящее время ведется работа по организации на базе училища Московского художественного института прикладного искусства, негосударственного образовательного учреждения. Неофициальный бренд "Высшая академическая школа графического дизайна" сохранится в его рамках, очевидно, в качестве названия факультета.

Вернёмся, однако, к нашему зимнему просмотру. На итоговую выставку учебных работ были вынесены не все задания, дававшиеся в течение семестра, но их все равно оказалось довольно много. Особенно у "новеньких"-студентов Бориса Трофимова, у которых были представлены результаты работ по нескольким дисциплинам. Курс "Проектная концептуалистика" Сергея Серова совмещает теорию с практическими упражнениями, в которых необходимо "схватить" в личном опыте тип пространства, присущий той или иной концепции или парадигме. Первый семестр был посвящен изучению "классики"-глобальной культурно-исторической парадигмы, характеризуемой гармоничным балансом черного и белого на листе, дающим зрительное ощущение, именуемое на профессиональном жаргоне "серебром". И студентам надо было схватить это "серебро" сначала на уровне одного слова, выполненного малоконтрастной прописной антиквой, достигая баланса внутрибуквенных просветов с межбуквенными пробелами. Затем-на уровне строки, добиваясь нераздельности строки при неслиянности слов, и на уровне нескольких строк, уравновешивая интерлиньяж с межсловесными пробелами. Потом-на уровне полосы набора, достигая баланса линейности строк с плоскостностью полосы, выстроенной по всем "золотым правилам" и "алмазным законам" классики. В отличие от предыдущих лет, на этот раз студентам было необходимо использовать во всех этих упражнениях свое имя, отчество, фамилию и биографию. После этого надо было придумать название издательства, разработать для него издательскую марку в классическом духе, придумать название собственной книги и выполнить для нее титульный лист по канонам классики. Наконец, придумав себе должность в придуманном издательстве, разработать в классической эстетике собственную визитную карточку. Все студенты справились с этим весьма успешно, освоив и полюбив уютный мир классики. Помнится, как был в своё время растроган и удивлён этим Аркадий Троянкер, ставивший оценки на самом первом таком просмотре: "Откуда они знают, как надо? Я думал, в этой стране только мы с Аникстом это знаем. Да за такой классный титул я им всё прощу!" Однако студентам предстоит еще много освоить в рамках этого курса, и главное-теорию эстетической относительности парадигм и концепций графического дизайна, обрести умение различать их, соответствовать им, и вместе с тем-быть открытыми новому, неизведанному.

В рамках курса "Макетирование и конструирование", который вела в этом семестре Оксана Костенко из Харьковского художественно-промышленного института, необходимо было для одной из товарных групп-"Строительные материалы", "Спорттовары", "Детская игрушка", "Пляжный инвентарь" и т.п.-придумать и выполнить макет выставочного элемента или стенда, предварительно найдя ассоциативный образ и пластический язык выбранной темы сначала посредством линейной графики, потом в рельефе, а затем в объемно-пространственной композиции.

Задание, выполненное в рамках композиционной дисциплины "Введение в иллюстрацию" Николая Попова, академика Академии графического дизайна, было посвящено освоению представлений об изобразительной и двигательной поверхностях, заложенных во ВХУТЕМАСе. В первой части его студенты искали выразительный силуэт натюрморта, строя силуэт не как пассивную тень натуры, а добиваясь передачи в обобщенном плоском изображении конструктивного понимания предметов в духе египетского рельефа. Во второй части этот силуэт использовался как композиционное звено для оформления объема усеченного конуса, и здесь необходимо было сначала построить композицию, зрительно заостряющую конус, а потом-наоборот, оптически превращающую ее в цилиндр.

По курсу "Каллиграфия" Евгения Добровинского, тоже академика Академии графического дизайна, в рамках одного из заданий студентам было предъявлено два столбца: слева-объекты городского быта: "рынок", "баня", "роддом" и т.д., справа-буквы алфавита. Соответствие между ними задавалось случайным образом. И задание формулировалось, например, так: создать шрифтовую композицию на тему "Кладбище на букву "З". "Занимайте места!"-написала по этому поводу Дилара Нуреева. Другое задание: скопировать плоским пером латинский алфавит, сделать каллиграфическую адаптацию его и написать этим шрифтом любое четверостишье на свой вкус. Не всем в жизни пригодится такой экзотический нынче жанр, как каллиграфия, но для всех это возможность раскрепостить руку, освоить еще одно измерение свободы.

Обе дисциплины -"Иллюстрация" и "Каллиграфия" - выступали в качестве вспомогательных для основного курса "Проектирование" Бориса Трофимова. "Гостевым" педагогом в этом семестре был у Трофимова и еще один выдающийся мастер - Николай Калинин, академик Академии графического дизайна. Он провёл несколько вводных занятий в самом начале семестра, продемонстрировав студентам своё уникальное собрание материалов по современному графическому дизайну. На просмотре было представлено одно его задание-по расположению текста и иллюстрации в наиболее активных участках сначала полосы, а затем разворота. Сам Борис Трофимов первый семестр нового созыва начал совсем не так, как четыре года назад. На этот раз он не стал давать абстрактных пропедевтических заданий по поводу точки, линии, пятна, плоскости, ведущих от простого к сложному, а насытил занятия множеством мелких упражнений, заданных уже в материале типографики и книжно-журнального дизайна. В одном из таких заданий нужно было найти и показать "скромное обаяние" одной буквы, в другом-найти в контрформе изображения его новый смысл, в третьем-расположить на полосе, а затем на развороте текст и ввести в него различные способы акцентировки: кеглем, курсивом, жирностью шрифта или положением строки, в четвертом-зрительно обыграть смысл слова с обязательным использованием двух блоков текста, в пятом-обыграть два однокоренных слова на развороте с использованием двух иллюстраций и четырех блоков текста, в шестом-скомпоновать три разворота основных и дополнительных текстов, заголовков и подзаголовков, иллюстраций трех степеней важности, добиваясь их пластической и смысловой взаимосвязи, логичного развития и завершения визуального сюжета... И все это сразу-по настоящему, с использованием модульной сетки.

Сразу же студенты должны были сделать и две книжки: одну "авторскую", концептуальную, представляющую зрителю собственную персону, другую-"книжку находок", собранную из "графики вокруг нас", из бумажек повседневной жизни, визуальный ряд которых порождал бы новое содержание. Это задание сразу переводило студентов в разряд "странных людей", какими, по существу и являются в глазах окружающих дизайнеры, принимающиеся вдруг фотографировать водопроводные люки или рыночные ценники. Так, весьма подозрительно посетители "Макдональдса" оценили действия Пети Кирюши, собиравшего для своей книжки скомканные салфетки. А Лиза Мамонтова для своей книжки "Месяц без проездного" мужественно собирала квитанции о штрафе на всех видах городского транспорта.

Впрочем, присутствовавшие на просмотре первые выпускники Трофимова неожиданно следующим образом прокомментировали изменение педагогической траектории: "Это всё не важно. Борис Владимирович ведь чем учит? Душой! Главное, что он делает в каких бы то ни было заданиях и упражнениях-наполняет эмоциями, вселяет в тебя мир и спокойствие".

В мастерскую Андрея Логвина в свое время принимались выпускники как после 11, так и после 9 класса. Поэтому тот набор получил домашнее название "малышовой группы".

В прошедшем семестре подросшие "малыши" должны были спроектировать, вернее, перепроектировать комплекс фирменного стиля для какой-либо реально существующей, известной фирмы. После того как студенты выбрали себе объект по душе, Логвин перемешал эти темы и распределил их по жребию-ведь и в жизни не всегда приходится делать только то, что тебе нравится. В роли заказчика выступал в этом случае студент, придумавший тему, он и должен был дать исполнителю исчерпывающую информацию об объекте.

Кроме курсового задания по фирменному стилю студенты в этом семестре выполняли целый ряд отдельных упражнений-гарнитуру авторского шрифта (задание на летние каникулы), собственный силуэт, погрудный и в рост, сюжетный автопортрет с включением в него текста, силуэтный портрет всей группы с обязательным активным использованием контрформы, "портрет" любимой вещи, композиции "Вид из моего окна", "Мое рабочее место", "Моя семья". Задания надо было выполнять в определенной технике-цветные карандаши, монотипия, трафарет или ксилография... После того как ничего не подозревавшие студенты накопили этот совершенно разный по пластике и фактуре материал, им было неожиданно дано задание гармонично объединить все это пестрое содержание в книгу о самом себе с непременным условием активно использовать еще и цвет. Логвин вообще любит устраивать своим студентам маленькие сюрпризы, а также центрировать задания на их собственных персонах, обращаясь к ресурсам их личного опыта.

Эта линия была поддержана и курсом "Проектная концептуалистика"-после прохождения культурно-исторических, национальных и авторских парадигм дизайна "малышам" в этом семестре было предложено заняться созданием творческого автопортрета, то есть написанием реферата, которой отражал бы собственный путь, пройденный за пять семестров обучения профессии, проиллюстрировав свои "мемуары" учебным портфолио.

Вот как в своём реферате вспоминает одно из первых упражнений-задание по копированию швейцарских плакатов-Наташа Леонова: "Копирование плаката оказалось очень увлекательным. Главное, побороть в себе страх перед работой, которую никогда не делал. Смотришь, пытаешься разобраться, как это делал автор... Здесь я поняла роль шрифта, его связь с изображением". А вот Оля Монина: "...Получается, что ты еще раз проходишь путь, пройденный когда-то создателем плаката. Ты начинаешь понимать ход его мыслей, его логику, начинаешь думать его головой. Это волшебное ощущение, его нельзя описать словами... Ты напрямую общаешься с автором! Это так! Это вселяет столько силы и энергии!" И еще цитата: "Дизайн-это язык, на котором можно говорить, и не нужно слов, просто посмотри. Порой увиденное впечатляет намного больше слов. Дизайн может передать любое настроение. Смотришь на вещь, и хочется смеяться или становится грустно, некоторые вещи заставляют глубоко задуматься. Бывает, стоишь и не можешь оторвать взгляд. Так можно стоять вечно, снова и снова открывая для себя что-то новое..." А Маша Гладкова представила объёмистую книгу квадратного формата, на обложке которой название поставлено навылет вправо: "Мой путь в дизайне...". На обороте, на форзаце, строка продолжается на том же месте: "...только начинается", а дальше-сплошь чистые листы.

Работы студентов мастерской Эркена Кагарова произвели настоящий фурор: разброс оценок был от "пятёрки с минусом" до "пятёрки с плюсом". Тема курсовой работы-фирменный стиль вымышленного развлекательного мероприятия, для которого нужно было разработать эмблему, три плаката, буклет и анимированный баннер для Интернета. Эркен Кагаров, длительное время "муштровавший" своих студентов семиотическими заданиями с точно поставленными задачами и курсовыми работами с жесткими технологическими, формальными и содержательными ограничениями, на этот раз позволил им "оттянуться". Единственным ограничением (кроме, разумеется, состава проекта) было требование к плакатам. В одном из трех плакатов необходимо было сделать акцент на необычном цветовом решении, в другом-выйти за рамки жанровой формы плаката, в третьем должна доминировать смысловая инновационность. "Это был наш лучший семестр,-прокомментировала Марина Князева,-во-первых, мы уже вошли во вкус профессии, во-вторых,-всё-таки последний просмотр. Все очень старались".

Что ж, теперь до дипломных защит для одних и следующего просмотра для других! Впрочем, есть возможность увидеться раньше-на выставке "Дизайн и Реклама 2001" состоится презентация инновационного учебно-образовательного проекта "Высшая академическая школа графического дизайна". Выставка пройдет в ЦДХ с 3 по 7 апреля.






ИМА-дизайн

© Студия «ИМА-дизайн»
Москва 107078
ул.Садовая-Спасская 21/1
E-mail: info@imadesign.ru
www.imadesign.ru

© ВАШГД
Москва 127018
Стрелецкая улица, дом 2 Серов Сергей Иванович, руководитель ВАШГД: (495) 611 5966
E-mail: serov@mega.ru

Поддержка: «Группа Махаон»