Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2008 / Февраль / 28.02.2008
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

28.02.2008

Интервью для журнала "Реклама и полиграфия", номер 1, январь-февраль 2008 г.

Ответы на вопросы Василия Шишкина

Сегодня в гостях у нашей рубрики известный московский дизайнер Эркен Кагаров.


Эркен, перечисли, пожалуйста, свои титулы и регалии.
Я лучше процитирую из биографической справки: "член Союза дизайнеров России, Академии графического дизайна, Art Directors Club Russia, Московского союза художников, основатель и креативный директор Imadesign. Руководитель и ведущий педагог авторской творческой мастерской по специальности "графический дизайн" Высшей академической школы графического дизайна на базе Московского художественного училища прикладного искусства". 

Как ты пришел в дизайн?
Несмотря на то, что я родился в семье художников, до шестнадцати лет так и не смог ясно понять, чем хочу заниматься. Но, к счастью, родители оказались прозорливее меня и отправили учиться в художественное училище, где я с радостью понял, что мне очень повезло - это действительно самое интересное, это моя профессия. Впрочем, поводы увидеть мое будущее у них были - в школе я с друзьями делал "подпольную" газету, делал маленькие книжки, миниатюрные - мне вообще нравилось все уменьшенное, на полях тетрадок рисовал значки всякие... Вообще меня всегда в юношестве удивляли ужасные примеры кондового советского оформления, и я был уверен, что могу сделать все в сто раз лучше. Впрочем, тогда это было не сложно.

Какое у тебя образование?
Художественное училище им. Бенькова и Театрально-художественный институт в Ташкенте. Хотя наверно большее значение имели книги из домашней библиотеки - причем не только какие-то специализированные (например, книги с польскими плакатами), но и живопись и графика, еще архитектура, декоративное искусство. Еще было много журналов - польские, венгерские, чешские, которые покупала обычно мама, причем не для чтения, скорее как примеры какой-то другой пластики и культуры. Конечно же, журнал "Америка" и еще один замечательный журнал - РТ. Иногда отец использовал колонки текста или заголовки из них для эскизных выклейных макетов. Позже я стал выписывать различные дизайнерские издания, но их в советском союзе было очень немного. И еще, думаю, роль сыграла вся художественная среда тех лет.

Существует мнение, что в Москве высокие цены на разработку дизайна, и дизайнеры буквально катаются, как сыр в масле. А как на самом деле?
Это все верно, однако и заказчики в Москве часто избалованные, особо не "покатаешься". Эти большие, конечно, относительно, деньги необходимо отрабатывать на 100 процентов. И конкуренция определенная есть, тоже не дает расслабиться. Вообще то, цены разные, есть очень дорогие компании или фрилансеры, есть очень дешевые.

Что ты думаешь по поводу женского дизайна?
Я не думаю, что есть какой-то особый "женский дизайн". Также как никогда не чувствовал что Пахмутова это женская музыка, а Мухина - женская скульптура. Достаточно посмотреть, к примеру, на Личко, Грейман или Китаеву. Известных мужчин конечно больше, но ведь это скорее социальный вопрос. Может быть, есть небольшие нюансы, если смотреть не на исключения, а на статистику - у женщин чаще встречаются более красивые, декоративные работы, у мужчин - более концептуальные, рассудочные.

Каково место российского дизайна в мировом контексте?
Да такое же, как и у любого другого. Португальского, например. У любой страны есть яркие, активные периоды, взлет а потом сколько-то лет размеренной, нормальной жизни, как у Польши или Японии. Итальянский или американский дизайн очень сильно известен во многом за счет рапространенности товаров (впрочем, это взаимосвязанные вещи), экспансии культурной и экономической. Каждая национальная школа, каждый образ самобытен и ценен. Я думаю, в ближайшее время наше значение для мира несколько увеличится.

Каковы черты настоящего дизайнера?
У него должна быть борода и ноутбук. Если серьезно, то на мой взгляд - это человек, который не ограничивается рамками задачи, а смотрит на вопрос шире и поэтому находит лежащее на поверхности красивое решение.

Твое творческое кредо.
Я не знаю, кредо это или нет, но для меня важно, чтобы каждая работа, помимо решения собственно проектных задач, коммуникационных или маркетинговых, была бы еще и самостоятельно интересна, содержала какую-то находку - пластическую или концептуальную. А в идеальном случае что-то новое говорила бы о мире.

Каким будет дизайн в XXI веке?
Дизайн не знаю, но коммуникация вообще станет намного более интересной, сложной. Будут использоваться решения на стыке, в "промежуточной" фазе, активно использующие не только слова, изображения и объекты, но и все связи между ними. Конечно, появится много движения, и, например, без логотипа во времени и пространстве фирменный стиль, например, будет вообще никуда не годен.

Бывают ли у тебя конфликты с заказчиками, если да, то, как ты из них выходишь?
Причина большинства конфликтов - непонимание. Значит, надо что-то понять или суметь объяснить. Если же причина в диаметрально разных взглядах, то в этом случае не стоит вообще работать вместе.

Как ты относишься к специализации в дизайне?
Думаю, что у большинства людей есть вещи, которые у них получаются лучше, чем у других и это часто бывает очень эффективно. В любом случае, не стоит тратить много сил на то, что не любишь и не хочешь. Но знания и взгляды конечно должны быть широкими, иначе не будет притока свежих идей, и вообще это скучно - сидеть в скорлупе. Наверно, истина где-то посредине. Как теперь говорится - думай глобально, действуй локально.

Насколько лояльно в Москве дизайнеры относятся друг к другу?
На мой взгляд, гораздо лучше, чем это можно было бы представить. Я, конечно, всех не знаю, но в кругу моих знакомых довольно теплые отношения. Это не значит, что все целуются-обнимаются, но позвонить посоветоваться или перебросить работу, посоветовать клиенту - такое бывает и это радует.

Можно ли заниматься дизайном не выходя их дома?
Можно, но полезно и прогуляться.

Существует ли у творческого человека период расцвета?
Да. Я вот недавно увидел такую статистику у композиторов. Наиболее яркие и плодотворные периоды приходятся на 35-45 лет, правда, думаю, многие произведения писались гораздо раньше, в молодости, просто вызревали, доделывались. Однако, есть и исключения, многие могут сохранить творческую молодость до преклонных лет.

Почему в Москве и России в целом так много низкокачественного дизайна?
Может, вообще всего много? Я вот удивился, насколько в америке все разное. Видно, что вот это, сделано за 45 центов, это - за 200 долларов, а это - вообще за миллион. А хороший - умный, красивый, качественный дизайн - занимает далеко не сто процентов. И это с учетом работ для сетей, которых в США много и для которых, в соответствии с высоким бюджетом, работают лучшие дизайнерские компании. В отличие от британии, где любая вывеска или бумажка, сделаны с толком, и, кажется, даже мусор, прекрасен. Конечно же, основная проблема в том, что массовый дизайн у нас, по сути, только зарождается, а внимание к типографике или знание хорошего тона в визуальной коммуникации - минимальны.

Что тебя вдохновляет?
Да все, если это может удивить или обрадовать. Вот у меня сын - Федя, ему сейчас третий год и его буквально все может заставить радоваться, переживать. Поездка на машине или метро, уличные фонари или луна. Я думаю, пока есть какая-то свежесть ощущений, возможна и творческая работа.

Что ты думаешь о духовности в искусстве?
О духовности я думаю мало, скорее, об искусстве, как возможности познания. Ведь мир, такой каким мы его видим, это только лишь трехмерная проекция чего-то большого и прекрасного.

Что бы ты хотел пожелать читателям журнала в новом году?
Неторопливого удовольствия от мира и своей работы.

 

Интервью взял Василий Шишкин